Оптимизация логистических цепочек: Как современные технологии меняют мир контейнерных перевозок

Современный мир логистики претерпевает значительные изменения под воздействием новых технологий, и контейнерные перевозки не являются исключением. Внедрение автоматизированных систем становится не просто желательным, а необходимым условием для выживания в условиях жесткой конкурентной среды. Крупные контейнерные перевозчики, операторы активно используют современные модели управления активами и инфраструктурой. Судоходные и железнодорожные компании уделяют все больше внимания математическим моделям планирования и распределения мощностей. Одной из таких моделей на российском рынке является динамическая модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ), внедряемая ОАО “РЖД” для решения проблемы перегруженной железнодорожной инфраструктуры. Алгоритмы работы данной модели еще вызывает споры в российском транспортном сообществе, но сама потребность в ней безусловно назрела.

Важность автоматизации

Немаловажно отметить, что контейнерная логистика продолжает стремительно развиваться. Увеличение объемов перевозок и рост парка транспортных активов — контейнеров, фитинговых платформ, терминалов и судов — создают значительную нагрузку на традиционные методы управления. «В таких условиях использование современных технологий становится критически важным. Без применения автоматизированных систем, основанных, в том числе, на машинах с искусственным интеллектом, эффективное управление логистическими процессами становится невозможным», — говорит Алексей Радченко, эксперт по логистике и контейнерным перевозкам, мастер делового администрирования (MBA). 

Искусственный интеллект и методы машинного обучения уже сегодня способны анализировать огромные объемы данных, систематизировать их и предлагать готовые решения. Хотя эти программы еще не могут полностью заменить экспертов в области логистики, компании, которые не инвестируют в разработки в этой области сегодня, рискуют оказаться вне конкурентного поля завтра. Экономическая конкурентоспособность напрямую зависит от способности адаптироваться к изменениям технологий.

Риски для контейнерных операторов

Однако с развитием технологий также возникают и новые угрозы. Одной из наиболее значительных является рост глобальных онлайн торговых платформ и бирж грузоперевозок. Эти платформы активно захватывают рынок, консолидируя грузы в своих руках. В будущем контейнерные линии и операторы могут стать моно-клиентами для этих гигантов, что может привести к глубокой зависимости от них. Это в свою очередь может снизить стоимость перевозок и прибыльность, поставив под угрозу выживание самих контейнерных операторов.

Имеется риск, что в конце концов они окажутся на грани банкротства, поддаваясь поглощению со стороны этих мощных платформ. Звучит пугающе, но вектор развития мировой экономики подразумевает, что контейнерным компаниям нужно либо адаптироваться, либо готовиться к худшему. Одним из выходов в этой ситуации может стать создание собственных интернет-платформ для контейнерных грузоперевозок, которые смогут конкурировать с уже существующими торговыми гигантами. 

«Можно сказать, что контейнерные перевозчики стоят на распутье. Важно, чтобы уже сегодня шиппинговые компании начали разрабатывать стратегии, позволяющие им конкурировать в условиях быстро меняющихся рынка и технологий. Создание собственных торговых платформ может стать одним из решений, которое поможет избежать сценария, где они будут зависимы от крупных международных игроков», — отмечает Алексей Радченко. 

Таким образом, будущее контейнерной логистики зависит от готовности компаний адаптироваться и внедрять современные технологии, которые сделают их конкурентоспособными в мире, где все большее значение приобретает автоматизация и цифровизация.